Галина Сергеева
ЗАМЕТКИ КОЗЕЛЬСКОГО ЭКСКУРСОВОДА
( «Жить – не тужить» - или «Оптинское правило» от мирян)
В тот день экскурсия по Оптиной закончилась возле Иоанн-Предтеченского скита. Гости стали благодарить и прощаться. Некоторые задержались у скита, видимо, молясь о чём-то близ его святых стен, другие, прежде чем вернуться на основную территорию, пошли в чайную – перекусить. Туда же отправилась и Марина Семёновна – позавтракать: рано утром, до работы, есть совсем не хотелось. Со стаканчиком чая и тарелкой вареников она подошла к высокому круглому столику у окна. Вскоре к ней подошёл мужчина из «её» группы и попросил разрешения расположиться рядом. Вместе прочли молитвы и принялись за еду. Мужчина представился Алексеем Ивановичем, потом уточнил несколько подробностей из истории обители. Сказал, что очень рад был услышать в конце экскурсии подборку высказываний из старцев. А потом поведал следующее.
« Знаете, я работаю на двух работах: у меня большая семья, старый отец лежит парализованный, дети ещё учатся, старшая дочь одна растит ребёнка – надо ей помогать. Так что вкалывать приходится, как говорится, от зари до зари. Нет времени толком ни почитать, ни послушать что-то дельное – а теперь ведь такой богатый православный интернет! Иногда, правда, удаётся зайти на сайт Оптиной, посмотреть, послушать проповеди отцов, прочесть высказывания старцев. И постепенно из этих высказываний мне удалось сложить для себя как бы «правило жизни». Ведь что больше всего «достаёт» таких, как я, обычных трудяг, – каждый день какие-то неприятности и огорчения («терпеть нет сил!»), и постоянные подталкивания нашего общего врага на осуждение и уныние. Это же прямо-таки « три кита» жизни в миру – унываем, осуждаем, не можем терпеть. Как справляться с ними? Говорят – «ищите и обрящете!» Искал - и нашёл! Про уныние, по моему, лучше всего – у старца Амвросия: «Уныние – это та же лень, только ещё хуже!» Вот и стараюсь: как только почую, что этим духом в душе повеяло - то стараюсь спохватиться: а в чём это ты, брат, разленился – как внешне, так и внутренне. Если сумею поправиться – на душе яснеет, а дух уныния отступает.
А осуждение! Вот уж сила-то где бесовская! Почти все наши людские разговоры – служение этому бесу! Правда, удержать уста порой ещё получается, но зато помыслы осудительные – так и гнездятся в душе! А старец Анатолий Потапов оставил нам простой и гениальный завет: «Пожалей - и не осудишь!» И стал я это, извините за выражение, «практиковать»: если чувствую движение в душе к осуждению кого-либо, спешу пожалеть этого человека. Хоть за что-то! Хоть за то, что вот я, грешный, думаю нехорошо об этом человеке, а ему, может быть, бедолаге, и без моих дурных мыслей о нём скверно - прескверно! И, знаете, - по-мо-га-ет! И ещё как! Ум сразу яснеет, сердце теплеет, и хочется за человека этого помолиться, пожелать ему добра!
Я – строитель-монтажник, работа нервная, много неувязок, как у нас говорят, «косяков». И практически каждый день: одно не сделали вообще, другое сделали не так, третье не подвезли вовремя и т.д. Да и в отношениях человеческих – и дома, и на работе, сами понимаете, тоже «косяков» хватает. Тут помог мне оптинский старец Антоний Путилов. Нашёл я среди его высказываний такое: «Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась у тебя неприятность, ты скажи: «Стерплю я это для Иисуса Христа!» Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Христа сильно. При нём все неприятности утихают, бесы исчезают. Утихнет и твоя досада, успокоится и твоё малодушие».
И теперь не сосчитать - сколько раз за день я так в душе то прошепчу, то прокричу! Замечательно, что при этом не надо Господу говорить, что именно терпеть приходится – Он ведь сам знает! Просто – «стерплю ЭТО для Него, ради Имени Его» - и больше ничего не надо! Совершенно другая жизнь стала у меня с этой молитвой старца Антония – и работаю с ней, и в транспорте с ней еду, и с домашними общаюсь. Раньше к вечеру - усталость, раздражительность одолевали, а с этой молитвой если день проживёшь – к вечеру и бодр, и спокоен!»
Марина Семёновна слушала этот рассказ и радовалась, что Господь свёл её с таким праведным человеком. «Похоже, этих трёх старческих советов хватает, чтобы всю жизнь свою ими заполнить?!»
«Нет, что вы! А благодарить! «Слава Богу! Слава Богу за всё!» - это надо прилепить к губам на весь день! Читали у старца Амвросия о благодарности? Помните:
«Благодарность в христианине есть вещь настолько великая, что в будущей жизни он с нею и с любовью будет праздновать Пасху вечную!» Может быть, это не дословно – но главное помню: наши благодарность и любовь, если мы их обрели в этой жизни – идут с нами в вечную жизнь! А может быть – только они одни и могут туда нас привести!»
****
Марине Семёновне казалось, что добрый свет от этой славной встречи – теперь останется в её душе навсегда. А вскоре ей стало грустно от того, что настоящий дар благодарности столь редок. Но подходя к дому она услышала, как соседский малыш лет трёх громко кричит «Пасибо, травка!», «Пасибо, птичка!» «Пасибо, киса!» - и грусть улетела, как одинокое облако исчезает с небосклона в ветреный день.