Новость

Непопулярная благотворительность: помочь женщинам после зоны

    Непопулярная благотворительность: помочь женщинам после зоны

В последние годы в России наблюдается устойчивый рост общественного внимания к теме благотворительности. Постоянно растет число благотворительных фондов, все больше компаний заявляет о реализации социальных программ, открываются благотворительные магазины, привычными становятся термины «социальное предпринимательство», «фандрайзинг» и «краудфандинг». А недавняя Олимпиада в Сочи едва ли не впервые заставила людей бороться за возможность получить звание волонтера.

Все это действительно так, но есть одно «но». Если зайти на сайт volonter.ru, в разделе «Дети-сироты» можно увидеть 12 организаций, а, например, в разделе «Бездомные люди» - всего 1. Да, оказывать помощь детям для большинства людей наиболее комфортно - ведь такой вид помощи наиболее понятен, одобряется обществом и приносит хорошие эмоции. Многие  помогают детям и старикам просто потому, что они дети и старики. Детям намного охотнее – ведь тут есть перспектива. Старикам отдают долги. И это прекрасный порыв души – помогать слабым.  Однако есть категории людей, которым помощь нужна не меньше, чем детям и старикам, но они далеко не столь симпатичны, намного реже вызывают жалость и сочувствие и чаще – оценку «сам виноват, не надо было…».  Сложнее помогать тем, кто виноват, был осужден и понес за это наказание.  Считается, что он виноват сам. И зачастую это так.  Его ждет лишь осуждение. Этим людям помощи ждать неоткуда. И поэтому организаций, помогающих бомжам, алкоголикам или заключенным намного меньше.

Я хочу рассказать о примере как раз такой «непопулярной» благотворительности. Это центр социальной реабилитации «Аврора», который работает с женщинами из московского региона, освободившимися из мест заключения или получившими условное наказание. «Аврора» помогает тем, кто сам желает изменений и мотивирован к ним.  Они и  нуждаются в нашем сочувствии, понимании,  принятии и поддержке.  Им надо помочь. 

На сегодняшний день в России порядка  59 тысяч женщин отбывают срок в местах заключения. Как складывается судьба этих женщин после освобождения?

После возвращения в родные места большинство из них испытывает глубокие переживания, связанные с многочисленными проблемами адаптации.  Это отсутствие жилья, сложность трудоустройства, необходимость восстановления социальных связей. По результатам опросов, восстановление нормальных семейных и родственных отношений является важной проблемой для 43,9 % женщин и 17,3 % мужчин, впервые отбывших наказание. Среди неоднократно судимых эта доля еще больше (57,8 % женщин и 66,6 % мужчин).

«Аврора» была задумана, чтобы помочь женщинам, бывшим в заключении, адаптироваться к жизни вне зоны. Все услуги Центра для посетительниц бесплатны. В «Авроре» работают юрист и психолог, оказывающие квалифицированную помощь. Организуются познавательные и паломнические поездки, конкурсы, экскурсии, праздники. В Центре есть компьютерный класс, где женщины могут изучить азы  компьютерной  грамотности и получить навыки работы с документами, обучиться работе с офисной техникой. Кроме того, посетительницы Центра могут пройти курс обучения парикмахерскому искусству, чтобы в дальнейшем устроиться на работу.

Могут – но хотят ли? В отличие от ребят в детдомах, подопечные Центра  -люди взрослые, имеют право самостоятельно принимать решения, и, к сожалению, очень часто решают, что помощь им не нужна. Хорошо, если это действительно так, если у женщины после заключения остались здоровье, друзья, родные, которые помогут быстро вернуться к нормальной жизни. Но часто бывает так, что столкнувшись с трудностями при попытке найти работу или просто не желая ее искать, утратив после заключения социальные связи, не зная, что делать со своей жизнью, женщины не пытаются прибегнуть к помощи организаций, подобных «Авроре», а идут по уже проторенной стезе и вновь совершают преступления. К сожалению, «непопулярная» благотворительность непопулярна не только среди тех, кто хочет помочь, но и тех, кому нужна помощь.

Возникает логичный вопрос: а нужна ли вообще такая благотворительность, ради которой приходится убеждать потенциальных благополучателей в ее необходимости? Ответ на него иллюстрирует письмо одной из посетительниц Центра.

 «Я освободилась из мест лишения свободы. Отбывала 5 лет, к счастью 1 год удалось оставить условно-досрочно. Когда вернулась в Москву, первое время была в шоке, потому  как узнавала Москву заново, хотя и прожила здесь всю жизнь – новые дома, торговые центры, развязки дорог, новые станции метро и т.п.

Гуляешь, осознаешь, что люди какие-то другие, по-другому одеты, и тебе чисто инстинктивно кажется, что все они на тебя смотрят, причем не просто, а  как будто у тебя на лбу написано: «Ты сидел» или «Ты был в зоне». Вот мне, к примеру, в принципе все равно кто что подумает. Научилась не замечать и пропускать мимо. Но тут другое дело. Я ведь и сама замечаю и понимаю, что они и я по-разному одеты, другой сленг, другие интересы. И на выходе получается лишь одно: мне бы их проблемы.

Я,  будучи человеком адекватным и рассудительным, поняла и отдавала себе  полный отчет в том, что вокруг очень много изменений.  К чему-то я не привыкла, от чего-то отвыкла, а чего-то и вовсе не застала. Вот выглядываю я с балкона, а у меня - небоскребы Сити, которых я не видела, и двор другой, а точнее это уже не мой двор. Все эти вещи сильно сказываются на психике, так как от осознания, что вокруг очень много всего поменялось, а значит, и лет прошло немало, ты впадаешь если не в депрессию, то в ступор точно и не на одну неделю. И это я еще не перечисляю общение со всеми многочисленными родственниками, которые хотят за 20 минут наперебой рассказать все, что у них было за 4 года; общение с соседями, которые тебя не сразу узнают, а потом… лучше бы  не узнавали. Короче, у меня стала плыть крыша и я понимала, что мне нужна помощь, причем специфическая, где бы я не стеснялась своего прошлого.

Вот я и узнала про центр «Аврора». Взяла с собой подругу, и мы пошли на разведку. Сомнения улетучились после 15 минут. Мы пришли  именно туда, куда хотели. Вскоре я себя почувствовала намного увереннее, более раскрепощенно и свободно. Ко мне вернулось мое чувство юмора, а потом и чувство стиля. Очень помогли несколько занятий с психологом.  Я закончила компьютерные курсы, и теперь мой корабль бороздит просторы интернета. Вот не было при мне ни асек, ни контактов, ни одноклассников. Вроде бы много упустила – ничуть! Главное - есть желание наверстать. А когда тебе в этом еще помогают – это супер. И именно той помощью, которая нам нужна. Разве я бы пошла на компьютерные курсы в группу, понимая,  что люди худо-бедно все знают? А я, значит, позориться буду – конечно нет. Хотя в большей степени мы себя накручиваем, но комфорта эти мысли не придают. А в центре «Аврора» нет таких мыслей. Ты чувствуешь себя спокойно, уверенно, что ты одна из «таких же». И здесь всем все понятно, поэтому и занятия становятся доступнее, не отвлекаешься на разные ненужные мысли. Можешь не стесняться и задавать любой вопрос. Поверь – все поймут именно так, как нужно.

Поэтому я считаю, что такой центр как «Аврора» реально работает, он реально помогает и он реально нужен таким как я, моей подруге и многим, кто еще не знает.

P.S.  Вскоре устроилась на работу в магазин.  Компьютер пригодился. Без него сейчас никуда».

Вот такое письмо. Безусловно, это хороший случай, когда человек изначально был настроен на полноценное возвращение к нормальной жизни. Но случай этот доказывает, что подобные «Авроре» центры действительно могут помочь, что в них приходят адекватные, сознательные люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, но отнюдь не безнадежные! И что непопулярность помощи заключенным, бомжам или алкоголикам не означает ее ненужность. Да, им помогать сложнее, нередко отдача и благодарность минимальны, но результат все равно есть. И помогая такому «несимпатичному» человеку, иногда вы дарите ему самую настоящую вторую жизнь. 

Источник: http://www.taday.ru/

 
 
tag heuer replica

Фотогалерея