Новость

Необходим федеральный закон, направленный на ресоциализацию бывших заключенных

В Общественной палате РФ 16 сентября состоялась всероссийская конференция «Ресоциализация и адаптация осужденных граждан как необходимое условие предупреждения и успешной профилактики рецидивной преступности в Российской Федерации».

Организаторами мероприятия выступили Комиссия ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК и некоммерческая организация «Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным». Модераторы —заместитель председателя Комиссии ОП РФ Александр Холодов и президент Фонда помощи заключенным Сюзанна Кирильчук.

Открывая конференцию, с приветственным словом к участникам обратился председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов. Он отметил, что проблема номер один — это отсутствие единой государственной программы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

«Формировать ее надо не сверху вниз, не понимая, что происходит на местах, а снизу вверх, слыша предложения и используя тот опыт, который есть на местах. Также надо учитывать специфику каждого региона: какие профессии востребованы, какие отношения выстроены и т. д.», — пояснил член ОП РФ.

Важность работы по ресоциализации и адаптации, помогающей вчерашним заключенным вернуться к нормальной жизни, отметила Мария Каннабих, почетный президент и основатель Фонда помощи заключенным. Правозащитница отметила особую роль современных институтов гражданского общества в ресоциализации бывших заключенных.

Ее высказывание поддержала президент Фонда помощи заключенным, руководитель социально-реабилитационного центра «Аврора» Сюзанна Кирильчук: «Именно общественники, сотрудники благотворительных организаций становятся мостиком между обществом и людьми, освобождающимися из мест лишения свободы».

Она подчеркнула, что главная цель специалистов этих организаций — это профилактика рецидивной преступности среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы, поддержка их на пути к исправлению. По ее мнению, если такая поддержка есть, то происходит снижение уровня преступности в стране.

В России не существует государственных центров адаптации, поэтому НКО, общественные организации берут на себя государственную функцию, помогая на этапе начала жизни на свободе, — пояснила общественница. — В то же время все проекты Фонда помощи заключенным реализуются совместно и при поддержке ФСИН России и ее территориальных органов, и у специалистов НКО есть возможность проводить мероприятия по психологическому и юридическому консультированию, обучению, профилактике заболеваний».

Как рассказала спикер, благодаря этому взаимодействию открыто 20 реабилитационных центров при исправительных учреждениях с целью повышения эффективности подготовки к освобождению женщин и несовершеннолетних. В 2021 году планируется открытие еще пяти подобных центров при поддержке Фонда президентских грантов».

 

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов, также возглавляющий ОНК Санкт-Петербурга, считает, что, проводя работу по ресоциализации осужденных граждан, общество помогает в первую очередь себе.

«Многие думают, что ресоциализация — это забота о тех людях, которые находятся в местах лишения свободы. На самом деле это забота о нас самих, потому что эти люди выйдут на свободу и будут жить где-то рядом, может быть, даже в соседней квартире. И наша задача состоит в том, чтобы они вышли не обозленные на весь мир, чтобы у них было где работать, и была возможность воссоединиться с семьей или завести семью, стать полноценными участниками общества. Тем более сейчас большое количество молодых людей оказываются в тюрьмах по 228-й статье — “Сбыт, хранение и незаконный оборот наркотиков”. Зачастую это не наркоманы, а попросту те, кто попытался заработать легких денег и попал в тюрьму за сбыт. Соответственно, они рано или поздно выйдут — и необходимо полноценно вписать их в общество, чтобы они не попали обратно за решетку», — рассуждает Холодов.

По словам начальника отдела анализа и совершенствования административного и уголовно-исполнительного законодательства управления защиты прав человека в административном процессе и в местах принудительного содержания рабочего аппарата уполномоченного по правам человека Российской Федерации Ларисы Пертли, в 2019 году в аппарат уполномоченного по правам человека в РФ поступило 141 обращение по поводу социального обеспечения осужденных и 41 обращение по поводу оказания содействия в получении помощи при освобождении из исправительных учреждений.

«В сфере социального обеспечения это просьбы о содействии в назначении пенсий, социальных выплат и пособий; получении документов, удостоверяющих личность, гражданство, подтверждающих квалификацию, стаж работы; справки об инвалидности. В просьбах оказать содействие в получении помощи при освобождении содержатся жалобы на отсутствие жилья, работы, необходимых документов и средств к существованию», — пояснила Пертли.

Она также сообщила, что уполномоченный по правам человека Российской Федерации Татьяна Москалькова считает целесообразным рассмотреть возможность создания самостоятельной службы, например при Министерстве труда и социальной защиты РФ, которая будет координировать эту деятельность.

«Перекладывать ресоциализацию только на плечи общества неверно, нужна государственная поддержка. Вопросы ресоциализации требуют нормативно-правового регулирования, консолидации усилий государства и институтов гражданского общества. Предлагаем по инициативе и под эгидой Общественной палаты приступить к разработке данного федерального закона», — заявила Пертли.

Ежегодно из учреждений ФСИН России освобождаются около 200 тысяч осужденных — такую цифру озвучил заместитель начальника отдела организационно-аналитического обеспечения управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России Сергей Гудин.

«Давайте зададим себе вопрос, что они будут делать после выхода на свободу, как они будут жить. Этот вопрос для постпенитенциарной практики является главным на сегодняшний день. Необходимо создать условия, чтобы люди, которые освободились, больше не вернулись в стены исправительных учреждений по причине того, что не смогли адаптироваться к новой жизни. Наша совместная задача — помочь этим людям вернуться в общество», — настаивает Гудин.

По его словам, для подготовки к освобождению из мест лишения свободы во ФСИН России сформирован реестр центров социальной адаптации граждан с разбивкой по субъектам, который сотрудники исправительных учреждений используют в практической деятельности.

«На сегодняшний день, по нашим данным, действует более 100 таких центров социальной реабилитации, в которых лицам, освободившимися из мест лишения свободы и утерявшим социально полезные связи, предоставляются места для проживания, решаются вопросы трудового и бытового устройства», — уточнил Гудин.

Член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Мария Бутина убеждена, что необходимо популяризировать хорошие примеры ресоциализации через СМИ, в том числе региональные.

«Тема тюрьмы в обществе табуирована, об этом стараются не говорить. Когда речь заходит о ресоциализации, возвращении к жизни, эта тема в СМИ замалчивается — по большей части там превалирует негативная информация о тюрьме, и человек, выходя из тюрьмы, оказывается заложником всех возможных стереотипов, — поясняет Бутина. — Информационное пространство не располагает позитивной информацией, как вернуться к жизни после тюрьмы».

О необходимости государственного участия в ресоциализации и адаптации осужденных граждан говорит и член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, председатель ОНК Хабаровского края Виктория Макарчук: «Пока не будет государственной регуляции данной деятельности, так мы и будем единично ею заниматься. Я ожидаю соответствующих рекомендаций, которые помогут в такой работе в регионах. От Общественной палаты необходима инициатива по федеральному закону, направленному на ресоциализацию и создание данной системы на уровне РФ».

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин, считает, что основные причины, толкающие человека на совершение преступления, сводятся к четырем группам обстоятельств — это слабая воля, неправильный образ жизни, опасное окружение, провоцирующее совершение преступления, и представление о своих правах как более ценных, чем у других.

«Если мы хотим повлиять на уровень постпенитенциарного рецидива и на первичную профилактику, мы должны научиться видеть, как эти четыре причины проявляются в поведении и линии жизни каждого из потенциальных или уже состоявшихся преступников, и научиться влиять на эти обстоятельства. Главная задача уголовно-исправительной системы — нейтрализация данных обстоятельств», — убежден он.

 

Пресс-служба Общественной Палаты Российской Федерации.

 

Проект реализован при использовании гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

tag heuer replica

Фотогалерея